Как избежать выездной налоговой проверки
Как избежать выездной налоговой проверки
Решение ИФНС о выездной налоговой проверке часто застигает руководство компании врасплох. Между тем, компании попадают в план выездных налоговых проверок не случайно. Федеральная налоговая служба использует двенадцать основных критериев при отборе компаний – кандидатов на проверку.
Проанализируйте эти критерии и оцените свои риски как налогоплательщика:
- Налоговая нагрузка вашей компании ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности приводится в приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
- Ваша компания осуществляет финансово-хозяйственную деятельность с убытком в течение двух и более календарных лет.
- Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
- Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров, работ или услуг.
- Среднемесячная заработная плата на одного работника вашей компании меньше среднемесячной заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
На официальных сайтах территориальных органов Росстата публикуется информация о среднестатистических зарплатах по виду экономической деятельности.
- Ваша компания неоднократно приближалась к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, которые предоставляют право применять специальные налоговые режимы.
В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).
В части единого сельскохозяйственного налога.
Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 НК РФ показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:
— доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.
В части упрощенной системы налогообложения.
Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 НК РФ показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:
— доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
— средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;
— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;
— предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, составляет не более 60 млн. рублей.
В части единого налога на вмененный доход.
Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 НК РФ показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:
— площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;
— площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;
— количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;
— общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.
- Индивидуальный предприниматель отражает суммы расхода, максимально приближенные к сумме его дохода, полученного за календарный год.
Размер заявленных индивидуальным предпринимателем профессиональных налоговых вычетов (предусмотренных ст. 221 НК РФ) более 83% от суммы его общих доходов.
- Финансово-хозяйственная деятельность вашей компании построена на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин.
Согласно судебной практике, о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
— невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
— отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
— учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
— совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета;
— не обусловленные разумными экономическими причинами или деловыми целями особые формы расчетов и сроков платежей, свидетельствующие о групповой согласованности операций.
Кроме того, о необоснованности налоговой выгоды может свидетельствовать наличие совокупности следующих обстоятельств:
— создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
— взаимозависимость участников сделок;
— неритмичный характер хозяйственных операций;
— нарушение налогового законодательства в прошлом;
— разовый характер операции;
— осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
— осуществление расчетов с использованием одного банка;
— осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
— использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
В части налога на прибыль организаций:
Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
В первую очередь, налоговые органы под этим подразумевают совершение сделок с проблемными контрагентами – так называемыми «фирмами однодневками».
Для того, чтобы оградить себя от подозрений налоговой в совершении сомнительных операций с высоким налоговым риском, необходимо следующее:
— В распоряжении вашей компании должны быть документы, подтверждающие полномочия руководителя компании-контрагента и копия его паспорта. Если со стороны контрагента документы подписываются представителем, то те же требования распространяются и на него.
— Встречайтесь и лично обсуждайте условия сделок с руководством вашего контрагента. Подписывайте договоры также при личной встрече – так вы можете убедиться в том, что документ подписывается именно уполномоченным лицом.
— Убедитесь, что ваш контрагент осуществляет деятельность по месту своей регистрации и у него действительно имеются необходимые для исполнения договорных обязательств складские, производственные, торговые площади, а также персонал.
— Помните, что у налоговой возникнут вопросы о том, из каких источников вы получили сведения о контрагенте (реклама, рекомендации других лиц, сайт в интернете и т.п.). Сохраните информацию о том, как вы нашли контрагента (переписку, рекомендательные письма, скриншоты сайта и т.п.).
— Убедитесь в наличии у контрагента лицензий, разрешений, допусков СРО, необходимых для исполнения обязательств по договору.
Кроме того, существенно повышают налоговые риски вашей компании следующие обстоятельства:
— Контрагент, имеющий перечисленные выше признаки, выступает в роли посредника;
— В ваших договорах прописаны условия, отличающиеся от существующих обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения стороной договора штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.).
— Отсутствие реальной возможности выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.
— Приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.).
— Отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
— Выпуск, покупка или продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна, а также выдача или получение займов без обеспечения.
— Существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при отсутствии экономического обоснования целесообразности такой сделки.
Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Если финансово-хозяйственная деятельность вашей компании соответствует одному или нескольким указанным критериям, вероятность попасть в квартальный план выездных налоговых проверок велика. Кроме того, каждый налоговый орган субъекта РФ определяет минимальные суммы доначислений, предполагаемых к взысканию в результате выездной налоговой проверки. Так, для налогоплательщиков г. Москвы минимальная сумма предполагаемых доначислений начинается от 8 млн. рублей, а для налогоплательщиков Московской области от 3 млн. рублей.
Несмотря на вышеуказанные минимальные размеры предполагаемых доначислений, не стоит делать вывод, что небольшие обороты делают вашу компанию «невидимой» для налоговых органов. Дело в том, что налоговики работают в довольно тесном взаимодействии с подразделениями Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ. При выявлении налоговыми органами в деятельности вашей компании признаков преступлений в сфере экономической деятельности, такая информация будет направлена в полицию.
Источник: davletbaev.com